Одним чудесным сентябрьским днем, окинув класс пристальным взором, учительница радостно сообщила своим подросшим школярам: «Как вы все подросли за лето! Я очень рада всех вас видеть!». Учителя не должны врать, и тут героиня нашей истории слегка лукавила. Ведь не все ученики радовали ее взор. В просторном классе, залитым щедрым сентябрьским солнцем, находился один мальчик, которого учительница откровенно недолюбливала. Что же в нем было такого, что педагог так и не смогла найти для него места в своем сердце?
Впервые учительница познакомилась с мальчиком в прошлом году, когда взяла руководство пятого класса. Мальчик явно выделялся на фоне опрятных и одетых в отутюженные заботливыми мамами костюмчики школяров. Он был одет в грязные вещи, от него всегда дурно пахло. Раздражение учительницы к мальчику росло с каждым днем и дошло до того, что ей стало противно проверять его письменные работы, и она просто хотела разорвать всего его тетради в клочья.
В один прекрасный день завуч школы попросила героиню нашей истории проанализировать характеристики на всех учеников своего класса. Подобное описание составлялось на каждого из ребят с момента их поступления в школу. Изучив характеристики своего нелюбимого ученика, педагог была просто ошеломлена.
В первом классе про него писали: «Очень прилежный мальчик. Всегда входит в класс с приветливой улыбкой. Все домашние задания выполняет вовремя. Хотелось бы, чтобы в школе было больше таких послушных и умных учеников»
Во втором классе учительница отметила: «Мальчик очень прилежный. Его любят другие дети. Но проблемы в семье, а именно — неизлечимая болезнь матери, мешают ему полноценно заниматься. Задания выполняет хорошо».
В третьем классе о мальчике написали следующую характеристику: «Мальчик очень старательный, но смерть матери сильно повлияла как на его жизнь, так и на учебу. Отец ребенка не проявляет никакого интереса к занятиям сына. Если с мальчиком не начать серьезно заниматься, то ребенок может скатиться до плохих отметок».
Педагог в четвертом классе отметила: «Очень неприлежный ученик. Друзей в классе не имеет. Интереса к учебе нет. Иногда засыпает прямо на уроке».
Учительница почувствовала такой стыд, которого не испытывала никогда в своей жизни. Окончательно изменить свое мнение о ребенке педагогу помог один случай. На Новый год все ученики шестого класса дарили своей учительнице подарки. На фоне красивых коробочек с разнообразными цветными ленточками подарок ее нелюбимого ученика особенно выделялся. Это был небольшой сверток, в котором лежал браслет и флакон духов. Все дети стали смеяться над подарками, ведь у браслета не хватало двух камней, а флакон духов был наполнен всего на четверть. Однако учительница воскликнула: «Ах, какой красивый браслет! Я всегда буду его носить». В знак своих слов она надела подарок на руку и побрызгала пару капель духов на запястье. После уроков мальчик подошел к ней и тихо сказал: «Вы сегодня пахнете, как моя мама». После его ухода она долго плакала. К концу года мальчик входит в число лучших учеников в классе.
Шли годы, однако учительница ни на минуты не забывала о своем ученике. Однажды она получила письмо, в котором уже юноша сообщал ей, что окончил колледж с успехом и собирается поступать в институт. Бывший ученик написал ей, что у него до сих пор нет учительницы лучше, чем она.
Через четыре года учительница получила еще одно письмо. В нем ее бывший ученик писал о том, что с успехом заканчивает университет. За время учебы он повидал много замечательных преподавателей, но лучше учителя, чем она, он не встречал.
Спустя еще четыре года бывший ученик уже представлялся «доктором», и в своем традиционном письме учительнице все так же признавал, что она была для него самой лучшей.
Годы сменялись годами, но неизменным оставалось одно: учительница по-прежнему получала письма от своего ученика. В одном из них юноша упомянул о том, что собирается скоро жениться. Его отец умер два года назад, и молодой человек очень просил свою учительницу занять почетное место, на котором обычно на свадьбе сидит мама жениха. Женщина без промедления согласилась.
В торжественный день учительница надела тот самый браслет, который много лет назад ей подарил ее ученик. Она надушилась дорогими для того далекого и такого близкого маленького мальчика духами. При встрече учительница и ученик не смогли сдержать слез радости. «Спасибо, что поверили в меня. Спасибо, что не отвернулись, а дали мне почувствовать себя настоящим человеком!» — повторял юноша. Учительница прервала его: «Нет, это тебе спасибо. Ведь тот маленький мальчик преподал мне самый главный урок в жизни. До его появления я не знала, как именно следует учить детей!»