Гарем, харим, сераль, зенана, пурдах — это слова-синонимы, которые означают «то, что запрещено». Так назывались комнаты в доме, куда нельзя было входить никому, кроме хозяина, его сыновей и специальной прислуги.
Высочайшее покровительство
Почему и когда появились гаремы, сейчас ответить сложно. Скорее всего, в древности, когда велись бесконечные кровопролитные войны и сотни тысяч представителей сильного пола гибли на поле брани. Мужчины в это время пытались оплодотворить как можно больше женщин, чтобы род не прекращался, и поэтому брали многочисленных наложниц с завоёванных территорий. Археологические раскопки указывают, что третье тысячелетие до нашей эры является примерной датой появления гаремов.
Наиболее известны гаремы времён Османской империи, особенно в период правления Мехмеда II Завоевателя в XV веке. Но турки не были первыми в этом деле. Османы увидели серали в христианской Византии, когда пришли покорять Константинополь.
Ещё одно расхожее мнение ошибочно: гаремы могли иметь не только царственные особы, но и мужчины любого социального статуса, если были в состоянии обеспечить достойное содержание своих женщин.
В умах европейцев гарем представлял собой средоточие сладострастия, что подробнейшим образом описано в литературных трудах. Но восточный гарем был совсем иным. Государство в государстве — так вернее.
Девочек в гарем покупали в возрасте 5–6 лет, чтобы быть уверенными в их физической и нравственной чистоте и иметь возможность «слепить» их для поставленной задачи. От будущих наложниц требовалось быть красивыми, неглупыми, обученными и воспитанными. Для этого старшие женщины давали малышкам уроки музыки, танцев, каллиграфии и истории. Чуть позже добавлялись «специальные» предметы: искусство беседы и умение доставлять мужчине наслаждение. Когда девочка подходила к физическому созреванию, её показывали великому визирю. Если внешних и умственных недостатков он не обнаруживал, то она переходила в ранг потенциальных наложниц.
Далеко не все девушки попадали в гаремы насильно. Чаще бывало так, что родители сами отдавали своих дочерей, подписывая контракт на определённую сумму, отказываясь тем самым от любых прав на ребёнка. Более того, родители стояли в очереди и умоляли о милости ради того, чтобы их дочь попала под высочайшее покровительство. Иногда это был единственный способ выживания для семьи.
Девочек искали по всему свету. Особенно ценились черкешенки (так называли всех красавиц с Северного Кавказа) и славянки. Самой известной славянкой была Роксолана — наложница, а затем любимая жена Сулеймана Великолепного. Много было молодых женщин из Африки. Девушка любой национальности могла оказаться в султанском серале. Француженка Эме де Ривери — кузина будущей жены Наполеона Бонапарта Жозефины Богарне — большую часть жизни тоже провела в гареме. В 1784 году она плыла на корабле из Франции на остров Мартиника и была захвачена алжирскими пиратами, которые продали девушку на невольничьем рынке. Ей повезло: она вскоре стала женой султана и родила ему сына, который стал правителем.
Всех девушек обращали в ислам и учили турецкому языку. Но не все были покорны…
Люблю больше жизни
Ирина имела прекрасные голубые глаза и роскошные русые косы до пят. Мехмед Завоеватель потерял голову, как только увидел эту красивую и статную девушку в числе новых наложниц. Султан ни на шаг не отпускал от себя Ирину, проводил с ней дни и ночи и всё же безумно ревновал. А девушка ещё и отказывалась принять ислам. Для Мехмеда это было невыносимо — другую уже давно бы казнили, но Ирина… Она будто приворожила могущественного правителя.
Тогда возроптали служители Аллаха: они не могли принять тот факт, что рядом с султаном находится женщина иной веры. Пошли слухи, что властелин Османской империи ослаб и потерял волю. Перед Мехмедом II встал тяжёлый выбор: репутация или Ирина. Султан решился. Он собрал в своём саду всех представителей духовенства, которые увидели стоящую под покрывалом женщину. Мехмед снял покрывало с Ирины и сказал, что прекраснее девушки мир не видел. И добавил: «Я люблю её больше жизни. Но моя жизнь ничего не стоит в сравнении с моей любовью к исламу». После этих слов султан вынул ятаган и отсёк любимой голову.
Рядом с гробницей Мехмеда II Завоевателя покоится неизвестная женщина. Говорят, что это Ирина.
Женщины часто лишались жизни по прихоти своих повелителей. Султан Ибрагим приказал собрать своих любимых наложниц, упрятать их в мешки и сбросить с башни в Босфор: что-то ему привиделось во время очередного кутежа. Сулейман Великолепный казнил свою вторую по значимости наложницу, Гюльфем Хатун, за то, что та посмела не явиться к нему ночью. Кого-то уличили в краже, кого-то — в бесстыдном поведении, которое могло заключаться в том, что женщина говорила громче, чем положено; а кто-то из наложниц обвинялся в государственной измене. Так или иначе, но участь у нарушительниц была одна: если не бесследное исчезновение, то казнь.
И всё-таки отношения наложниц с хозяином гарема были понятными, поскольку всегда подчинялись строгому регламенту. Если султан хотел послушать игру на флейте или увидеть танец, то старшая жена или главный евнух собирали всех женщин, искусных в этом деле, на своеобразный кастинг. Наложницы по очереди показывали хозяину своё мастерство, а он выбирал ту, с которой хотел разделить ложе. Султан либо задерживался взглядом на избраннице, либо бросал к её ногам платок.
После этого девушку уводили и начинали готовить к ночи любви. Эти приготовления длились много часов: ванны, эпиляция, макияж, примерка нарядов, массажи, ароматические растирания и, конечно, повторение пройденного на тему «как и где ласкать повелителя».
Надо сказать, что все обитательницы гарема проверялись на темперамент разными способами. Один из них — эпиляция сахарным сиропом. Этот древний способ сегодня очень популярен под названием «шугаринг». На самые чувствительные места тела накладывалась густая масса горячего расплавленного сахара, которая прикрывалась тканью и отдиралась вместе с застывшим сиропом и лишними волосками. Старшие смотрительницы внимательно следили в этот болезненный момент за реакцией наложницы. Если она вскрикивала, то всё в порядке: любовницей будет темпераментной. Но если, стиснув зубы, молчала, то считалась фригидной, к султану не допускалась и отправлялась на кухню в прислуги.
Также каждую девушку проверяли на храп во сне.
Когда наложница оказывалась в опочивальне султана, она ползла от входа до кровати — идти в полный рост не разрешалось. Повелитель дожидался красавицу уже на ложе. Любовники никогда не обнажались друг перед другом полностью. Средневековые полотна, на которых европейские художники изображали нагих одалисок, — вымысел чистой воды. По исламским законам мужчина не имел права обнажать своё достоинство, которое умело драпировалось покрывалами и одеждой. Более того, считалось, что если он увидит во время полового акта свои гениталии, то зачатый в этот момент ребёнок может родиться хромым или горбатым.
Женщины в гареме не раздевались даже во время сна на женской половине. Спали в обязательных шароварах, рубахах и халатах.
«Такое могут позволить себе только скоты»
Что касается непосредственно любовных утех, то никакого насилия со стороны мужчины быть не могло — также из религиозных соображений. Всегда присутствовали предварительные ласки, и считалось позором, если женщина оставалась неудовлетворённой. Даже в те времена мужчины использовали фаллоимитаторы, если сами не могли подарить любовнице оргазм.
Традиционной позой считалась та, при которой мужчина сверху. Воспрещались позы, которые могли походить на спаривание животных или намекали на какие-то виды извращений. Но огромный арсенал умелых ласк, которыми владели наложницы, с успехом заменял однообразие в сексуальных позициях.
Ночи проходили в присутствии пожилых прислужниц-эфиопок, которые должны были следить за тем, чтобы не гасли факелы, освещающие кровать.
Европейцы, которым посчастливилось лично общаться с хозяевами гаремов, очень удивлялись, когда не находили подтверждения мифам о гаремной жизни, ведь за пределами Османской империи были уверены в том, что султаны и шейхи проводят ночи с огромным количеством любовниц одновременно.
Французский поэт-романтик Жерар де Нерваль в середине XIX века попал на аудиенцию к одному из шейхов. Между ними завязался довольно откровенный разговор, и француз осмелился поднять тему легендарной неуёмной полигамии восточных мужчин. На что получил ответ самого шейха: «Только скоты могут позволить себе такое! Да разве есть в целом свете хоть одна женщина, пусть даже неверная (не мусульманка. — Ред.), которая согласится разделить с кем-то своё ложе чести? Неужели такое творят в Европе?»
Да, жён и наложниц у султанов было много, но ночи они проводили только с одной женщиной. Ночь с пятницы на субботу принадлежала исключительно супружеской любви, остальные дни недели хозяин гарема мог развлекаться с наложницами, но никакого группового секса не было. Для фавориток главный евнух составлял расписание, по которому они по очереди восходили на ложе султана. Каждая ночь любви фиксировалась вместе с интимными подробностями в специальных дневниках для того, чтобы потом можно было определить законность появления на свет наследников. Одну из жён Сулеймана Великолепного казнили за то, что она посмела продать свою очередь другой жене.
Если красавица была страстной и умелой, то наутро находила рядом с собой одежду хозяина, в которой он провёл ночь. Обычно внутри одежды обнаруживались немалая сумма денег или дорогой подарок.
Дайте поесть спокойно
В гареме одновременно сосуществовали несколько сотен наложниц, многие из которых так ни разу и не познали ласк султана. А некоторые даже и в глаза его не видели. Но безбедное существование позволяло смириться с такой участью.
Девушки спали, сколько хотели, вкушали изысканные яства и пили дорогие напитки. Гардеробу каждой из них могла бы позавидовать любая из современных светских львиц. Тем не менее оставшиеся без внимания наложницы часто впадали в депрессию, не понимая своего предназначения.
Внутренний регламент гарема позволял им покинуть «золотую клетку», если спустя девять лет они не становились жёнами султана. Тогда их отпускали, выдавали замуж за состоятельных чиновников, щедро одаривая на прощанье.
Не секрет, что женский коллектив — явление крайне опасное. Невзирая ни на какие правила и увещевания священных текстов Корана, внутри гарема плелись интриги житейского и государственного масштаба. Ревность, зависть и желание выделиться разъедали умы и души женщин.
Жизнь официальных жён сильно отличалась от жизни остальных обитательниц гарема. У жён были отдельные дома, огромный штат прислуги, богатство и почёт. Многие султанши занимались благотворительностью, вели активную общественную жизнь, строили мечети и школы, помогали неимущим. Жёны и наложницы вели нешуточную подпольную войну за внимание повелителя, а те, кому посчастливилось родить султану детей, пытались расчистить путь своим чадам к престолу.
Мать Мехмеда II из боязни, что её сына убьют дети других жён, надоумила султана издать указ, который делал законным умерщвление остальных отпрысков. Традиция продолжилась. Так, в 1595 году Мехмед III убил 19 своих братьев и 7 беременных наложниц! Этот процесс стал таким кошмарно привычным, что когда за младшим из братьев пришли султанские палачи, мальчик спросил: «А можно я буду последним? Я каштаны только доем…» И поскольку проливать священную кровь османов запрещалось, был придуман жуткий ритуал, когда потенциальных претендентов на престол не резали, а душили специальным зелёным шёлковым платком.
Отдельной влиятельной кастой в гареме со временем стали евнухи, имевшие почти безграничные полномочия. Мальчиков для кастрации обычно привозили из Африки: Эфиопии и Судана, — поскольку чернокожие дети были более выносливыми и лучше переносили эту экзекуцию (белые чаще умирали).
Евнухи делились на три категории: сандалов, спадонов и тлибиев. У сандалов отрезали всё под корень: малую нужду эти бедняги всю жизнь справляли через трубочку. Спадоны лишались яичек путём выдёргивания. Тлибиям яички отбивались. Для чего было нужно такое зверство, непонятно, но спадоны и тлибии иногда даже сохраняли способность получать сексуальное удовлетворение. По рассказам отпущенных наложниц, некоторые из них имели тайные связи с евнухами. Более того, эти девы были настолько искусны в любовных утехах, что могли доставлять удовольствие даже сандалам. Естественно, если бы такая связь открылась, всем шаловливым участникам грозила бы неминуемая смерть. Да так оно и было. Согрешивших против султана евнухов палками изгоняли из сераля, а наложниц зашивали в мешок с пушечными ядрами для веса и бросали в Босфор.
Когда менялся султан, менялся и гарем. Наложниц отпускали на свободу, жён снова выдавали замуж. Это устраивало далеко не всех. Хафиза, любимица султана Мустафы II, родившая ему шестерых детей и пережившая смерть своего повелителя, умоляла не выдавать её замуж за престарелого сановника. Женщине на тот момент шёл 21-й год…
Конечно, вкус на женскую красоту у каждого хозяина сераля был свой. Иранский шах Насер ад-Дин Каджар, правивший с 1848 по 1895 годы, был человеком прогрессивным. У шаха было хобби — фотография, и он создал у себя во дворце первую в Иране официальную фотостудию. Придворным фотографом Каджара стал Антон Севрюгин, сын российского посла в Тегеране. Севрюгин любил Персию, много путешествовал и делал уникальные снимки.
При дворе шаха Антон Васильевич вёл светскую фотохронику. Не допускали Севрюгина только в женские покои. Но фотографии гарема Насера Каджара сохранились! Шах лично фотографировал своих жён и наложниц и хранил эти провокационные для той эпохи снимки в атласном альбоме, который тщательно прятал от чужих глаз. Прошло время, и секретные фотографии стали достоянием общественности. Сегодня при взгляде на этих малопривлекательных женщин со сросшимися бровями и мужскими усами удивляешься выбору шаха. Более того, полнотелые дамы запечатлены в юбках, напоминающих балетные пачки. Оказывается, Каджар бывал в Санкт-Петербурге по приглашению Александра II и видел русский балет. Это зрелище так впечатлило шаха, что он попытался превратить свой гарем в некое подобие балетной труппы.
Эпоха турецких сералей закончилась в 1917 году, когда султан Абдул Гамид был вынужден распустить свой гарем из-за разорения во время Первой мировой войны. Рядом с султаном осталась лишь одна верная наложница, на руках которой он скончался в 1918-м.
Как говорится в одном из исламских текстов: «Благословенна доставившая удовольствие своему повелителю, да предстанет она пред ним в раю. Как молодая луна, сохранит она свою юность и красоту, а муж её будет всегда не старше и не младше тридцати одного года…»