Проклятие мальборкской Мадонны
До самого конца Второй мировой войны в Мальборке находилась знаменитая гипсовая статуя Девы Марии. Она была в высоту 8 метров и располагалась в специальной нише в восточной части Церкви Девы Марии в Верхнем замке. Сейчас на ее месте установлен щит с изображением статуи. Эта статуя, как нетрудно догадаться, была установлена тевтонскими рыцарями, которые захватили эти земли у поляков, построили замок в Мальборке и делали его своей главной крепостью. Поляки нередко называли эту статую «проклятой», «зловещей» или «приносящей беды».
Загадкой мальборкской Мадонны еще в конце 1990-х годов заинтересовался современный польский ученый Ян Паяк. Он долго занимался изучением истории статуи и связанных с ней событий, а когда опубликовал результаты своих исследований, они оказались просто ошеломляющими. Далее в этой статье я постараюсь, как можно более кратко рассказать и об этой фигуре, и об исследованиях Яна Паяка.
Итак, статую эту установили тевтонские рыцари в XIV веке, в период наибольшего могущества Тевтонского ордена. И с самого начала своего существования эта статуя была знаменита своей враждебностью по отношению к полякам. Помимо всего прочего, со статуей было связано средневековое пророчество, которое гласило, что пока эта фигура возвышается в замке, все здешние земли будут под властью немцев и звучать в них будет только немецкая речь. И, надо сказать, пророчество сбылось в конце Второй мировой войны, когда при довольно загадочных обстоятельствах взорвался склад боеприпасов, который немцы устроили в церкви, и в результате этого взрыва, фигура была разбита и сброшена на землю. После этого, как известно, здешние земли снова вернулись в Польшу, и на них стал снова доминировать польский язык. По словам Яна Паяка, в настоящее время, к несчастью, некоторые силы пытаются восстановить эту статую. И, если это произойдет, вновь заработает сила старого пророчества (или проклятия), что, в свою очередь, вызовет нарушение мирного баланса сил в Европе и принесет многие беды не только Польше, но и всей Европе. Поэтому, по мнению польского исследователя, нельзя ни в коем случае допустить восстановления этой статуи.
Как же все-таки выглядела эта статуя, и в чем выражалось ее негативное воздействие на польский народ?
В солидном издании «Географический словарь Королевства Польского и Славянских земель», опубликованном в Варшаве в 1884 году, эта фигура описывается так: «Корпус церкви образует восьмиугольник, на центральной плоскости которого вместо окна устроена ниша, где находится огромная, хорошо сохранившаяся и отреставрированная статуя Девы Марии с младенцем Иисусом на руках. Высота статуи составляет 8 метров. Эта фигура установлена во времена Великого магистра Тевтонского ордена Винриха фон Книпроде (1351-1382). По периметру ниша была украшена цветной мозаикой… Фигура обращена лицом на восток. Сама скульптура была изготовлена в Венеции, а также подобная мозаика часто использовалась венецианскими мастерами в те времена, когда Великие магистры Тевтонского ордена имели свою резиденцию в Венеции«.
На некоторых старых фотографиях можно найти изображения этой гипсовой статуи:
- левый снимок был сделан и опубликован в Берлине в 1930 году Альбертом Фришем;
- снимок в центре — это кадр из старого немецкого фильма «Land an der Weichsel», снятого в 1943 году;
- снимок справа — из немецкого альбома «Военная серия», который был опубликован в Берлине в 1940 году. На нем показан общий вид статуи и ниши, в которой она находилась.
На фотографии, сделанной в начале XX века, можно увидеть эту скульптуру в замке, такой, как она простояла на своем месте не один век.
Существует много исторических свидетельств сверхъестественной силы этой статуи в старинных хрониках и манускриптах. Вот небольшой пример, об этом говорится в манускрипте » Borck: Echo sepulcralis «, датированном 1765 годом:
«После знаменитого Грюнвальдского сражения 15 июля 1410 года, в котором Тевтонский орден потерпел сокрушительное поражение от объединенной польско-литовской армии, армия польского короля Владислава смогла подойти к Мальборку только 26 июля, хотя расстояние между полем битвы и замком составляло всего 15 миль (старая польская миля = 8,834 км — прим. переводчика). Это время дало возможность командиру гарнизона Генриху Реусс фон Плауэну собрать резервы и укрепить замок, а также к гарнизону добавились остатки разбитой армии тевтонцев, которые вернулись из Грюнвальда. Тевтонцы сожгли город Мальборк, разрушили мост через реку Ногат и решили защищать Мальборк до конца. В конце концов войска польского короля начали штурм, но каменные ядра тогдашней артиллерии были неспособны разрушить мощные каменные стены замка. Осада затянулась. Время от времени тевтонцы выпускали из замка небольшие отряды кавалерии, которые сеяли вокруг гибель и разрушение. Однако, недостаток сил и запасов в замке заставил Генриха фон Плауэна начать переговоры с польским королем: он предложил Польше провинции Поморье, Землю Хемлинскую и Землю Михайловскую, под властью тевтонцев должна была остаться только Пруссия, отобранная тевтонскими рыцарями у языческих племен. Полякам следовало бы согласиться на эти условия, но приближенные короля и большинство воинов его армии считали, что следует полностью изгнать тевтонцев из этих земель, и для этого необходимо взять Мальборк и несколько других замков. Поэтому польский король Владислав Ягелло дал отрицательный ответ. Но, с этого дня удача отвернулась от победоносной армии: недостаток провизии и начавшаяся сильная жара привели к распространению болезней в лагере осаждающих. И, более того, поползли слухи о том, что пушкарь, который хотел попасть ядром в фигуру Девы Марии в замке, внезапно ослеп. Говорили, что когда командир артиллерии посмеялся над своими пушкарями и сам навел пушку, пушка от выстрела взорвалась, а этим взрывом убило командира татар, стоявшего рядом. Татары были возмущены смертью своего начальника, они взбунтовались и забили своими щитами до смерти храброго артиллериста. Предполагают, что это был тот самый человек, который в битве при Грюнвальде первым ранил копьем Великого магистра Тевтонского ордена Ульриха фон Юнгингена… »
Кроме этого, не следует забывать об огромной роли символизма в средневековой скульптуре и архитектуре. Так, обратите внимание, лицо мальборкской Мадонны обращено не к ребенку, нет — она смотрит прямо вперед, а расположена фигура таким образом, что получается, что она смотрит на Восток, символизируя дальнейшее направлении экспансии тевтонских рыцарей. Таким образом, эта фигура являлась не только символом владычества рыцарей в захваченных польских землях, но и приказывала им идти дальше, на Восток, и там расширять свои владения.
Статуя эта также знаменита многочисленными случаями «чудесного исцеления». Но именно об этом следует сказать особо. Случаев «исцеления» зарегистрированы тысячи, и еще большее количество передается из уст в уста в течение многих веков. И тевтонские рыцари с успехом использовали эти свойства фигуры для пропаганды своего владычества, утверждая, что «Святая Дева Мальборкская» исцеляет любые болезни, а потому владычество рыцарей должно быть незыблемым.
А уже знакомому нам доктору Яну Паяку пришлось испытать на себе чудесные свойства фигуры. В своих исследованиях он пишет, что это произошло в мае 1995 года, когда он в очередной раз приехал в Мальборк. К несчастью, как раз в этот момент у него случилось сильное аллергическое раздражение легких. А тут еще и день рождения ему пришлось праздновать (25 мая). И вот, когда он с несколькими приятелями сидел за столом, и они отмечали его день рождения, кто-то заговорил о чудесных свойствах статуи, о том, что многие люди исцелялись от различных болезней, стоя рядом с тем местом, где находилась статуя. Но это было раньше, когда статуя еще была на своем месте. И, хотя эта мысль была высказана за столом под бутылочку доброго вина, Ян Паяк подумал, почему бы не воспользоваться этим советом, тем более, что это совпадало с темой его исследований, ради чего он и приехал в Мальборк. Поэтому он решился, и в тот же вечер решил попытать удачи. Он отправился туда с двумя приятелями, они подошли к тому месту, где раньше стояла средневековая статуя, и он мысленно попросил о «чудесном исцелении». Доктор Паяк признается, что в тот момент был слегка пьян, а потому не находился в особенно религиозном расположении духа (все-таки день рождения, как-никак). Но у него был настолько сильный кашель, что, наверное, только из-за этого он решился на такой поступок. Двое его приятелей были настолько уверены, что никакого чуда не произойдет, что даже не стали дожидаться, пока он там постоит перед пустой нишей (тогда щита там еще не было, и ниша пустовала). Они просто пошли вперед, прогуливаясь по замку. Доктор смотрел на то место, где была статуя, и мысленно попросил ее показать ему свою силу исцеления и вылечить его кашель. И, стоило ему только закончить свою просьбу, он неожиданно заметил, что в центре ниши, где раньше стояла скульптура, появился тонкий луч света. Сначала он даже подумал, что где-то там спрятано маленькое зеркало, и оно отражает солнечный свет. Но потом, он понял, что солнце находится с противоположной стороны от церкви, а сама ниша спрятана в тени. А луч перемещался, и когда он достиг груди доктора, он почувствовал, что ему гораздо легче дышать, а в груди было ощущение приятной прохлады. Было похоже, словно в горле и бронхах плавно тает кусочек льда. Доктор был в шоке. Это продолжалось около 30 секунд. Потом все прекратилось, луч исчез, а доктор побежал к своим товарищам, которые уже успели отойти метров на 50 вперед, он остановил их и рассказал об удивительном происшествии, приятное ощущение в груди вскоре исчезло, но кашель больше не возобновлялся. И с того момента, сколько бы раз доктор не приезжал в Мальборк, он ни одного раза даже не кашлянул. Позже, доктор просматривал старые фотографии статуи и обратил внимание, что точка, из которой выходил тогда луч света, находилась как раз в том месте, где должно находиться сердце Девы Марии.
Однако, эта история имела и довольно интересное продолжение. Когда доктор уезжал из Мальборка, сразу после того, как поезд пересек реку Ногат, его сильный кашель возобновился с новой силой. Но тогда доктор подумал, что он сам виноват: он ведь просил только продемонстрировать ему силу исцеления, но не излечить его окончательно. И только лет через 15 он пришел к выводу, что причина того, что болезнь вернулась, заключалась в том, что статуя враждебно относится к полякам, и всем славянам вообще, поэтому она не захотела исцелить доктора окончательно, а только хотела, чтобы он поверил в ее чудодейственную силу. Поэтому доктор чувствовал себя здоровым, только тогда, когда он находился в пределах Мальборка, а когда он уезжал оттуда, недуг вспыхивал снова. Таким образом, просто создавалась иллюзия исцеления, а может быть, статуя просто хотела привязать нашего исследователя к своему замку…
Доктор опубликовал очень большое исследование, в котором, как и в большинстве таких случаев, вопросов гораздо больше, чем ответов. Но основная гипотеза доктора состоит в том, что эта статуя за многие годы своего существования стала чем-то вроде идола. К ней с молитвами и просьбами приходило очень много людей, и люди поклонялись не Святой Деве Марии, а именно этой конкретной статуе, идолу, который окончательно утратил связь с тем, кого он должен был изображать. Идол получал энергию от приходящих к нему паломников, и это давало ему силу. Он мог исцелять, но только частично, и главной его задачей было укрепление владычества тевтонских рыцарей (а впоследствии Германии). Вот так и стояла эта статуя и смотрела вдаль, на Восток…
И вот ее не стало… Хотя даже место, где она стояла сохранило часть ее силы. Но на землях бывшего Тевтонского ордена воцарился мир, и вновь польский язык возвратился в эти земли… Значит пророчество (или проклятие) сбылось…
Последние лет двадцать в Мальборке, который в конце Второй мировой войны был очень сильно разрушен, идут большие восстановительные и реставрационные работы. Огромный замок постепенно возвращает свою грозную и величественную красоту и, конечно же, привлекает целые толпы туристов, ученых, исследователей, искусствоведов. Поначалу в планы реконструкции замка входило также и восстановление знаменитой гипсовой статуи мальборкской Мадонны.
Но тут местная общественность, краеведы и даже некоторые ученые выступили с многочисленными протестами. Споры идут и по сегодняшний день. Многие не хотят восстановления статуи как символа владычества тевтонских рыцарей, а многие открыто напоминают о старинном проклятии. Вот поэтому сегодня ниша, в которой когда-то стояла скульптура закрывает щит с ее изображением. Некоторые предлагают установить в нише другую статую: которая совершенно не похожа на тевтонскую Мадонну, но кто знает, как она поведет себя на проклятом месте?
Быть может, с точки зрения современной костно-материалистической науки подобные гипотезы выглядят бессмыслицей, но современная наука уже не раз оказывалась бессильной перед лицом явлений, которые принято называть паранормальными или аномальными. А если мы не можем объяснить многих вещей, их нельзя просто отрицать по принципу «этого не может быть, потому что не может быть никогда» и слишком рискованно не принимать во внимание древние пророчества и проклятия, о корнях которых мы тоже не знаем ничего.
Кто знает, если вернуть на место мальборкскую Мадонну, не возвратит ли это в наш мир дух тевтонцев, которые сеяли разрушение, ненависть, кровь и смерть по всему северо-востоку Европы? Мы слишком мало знаем, чтобы так рисковать…
Читайте также: Загадки Замка Великих Мастеров часть 1